Несколько лет назад многим казалось, что в скором времени смартфоны окончательно и бесповоротно заменят цифровые фотокамеры для подавляющего большинства пользователей, но эти прогнозы не оправдались. В бытовых ситуациях или семейных путешествиях современный смартфон в вашем кармане действительно позволяет обойтись без фотоаппарата, но тем, кто активно ведет социальные сети и стремится стать профессиональным блогером или фотографом, все же стоит подумать о приобретении фотоаппарата.
О разных типах цифровых камер, представленных сегодня на рынке, их ключевых характеристиках и других важных для правильного выбора нюансах Vokrugsveta.ru рассказал эксперт по «железу» и компьютерным сетям, преподаватель Московской школы программистов Кирилл Ситнов.
Основываясь на собственном опыте, могу сказать, что если вы по-настоящему увлекаетесь фото- или видеосъемкой, то даже чуть более профессиональное в сравнении со смартфоном оборудование расширит ваши возможности и принесет много положительных эмоций. Но сперва стоит немного разобраться в этом предмете.
Основные типы фотоаппаратов
Начнем с того, что глобально любительские цифровые камеры делятся на зеркальные («зеркалки», DSLR) и беззеркальные. Первые отличаются более крупными размерами, поддержкой сменных объективов, а также характерным и достаточно громким звуком срабатывания затвора в момент съемки. Основные конструктивные особенности «зеркалок» заключаются в наличии оптического видоискателя, собственно зеркала и так называемой пентапризмы — пятиугольной отражательной призмы, которая вместе с зеркалом обеспечивает передачу изображения от объектива к видоискателю. Когда фотограф нажимает на кнопку, зеркало поднимается, пропуская свет к матрице камеры.
До середины 2010-х зеркальные фотоаппараты пользовались большой популярностью у профессиональных фотографов среднего уровня и тех, кто пытался ими стать. Однако размер и вес играют против них, равно как и ограниченный функционал видеосъемки, присущий многим камерам этого типа (проблемы с автофокусом, сильно ограниченное время записи видео и т. д.).
Беззеркальные камеры, в которых нет ни зеркала, ни пентапризмы, а цифровой видоискатель по умолчанию воспроизводит изображение в кадре на встроенном дисплее, долгое время уступали «зеркалкам» по ряду характеристик, но брали свое благодаря компактным размерам и небольшому весу. С появлением моделей с достаточно большими матрицами и возможностью смены объективов большинство преимуществ зеркальных камер сошли на нет.
Теперь давайте кратко поговорим о матрицах цифровых фотоаппаратов.
Основные размеры матриц
Матрицей камеры называют специальную светочувствительную микросхему, способную преобразовывать падающий на ее поверхность свет в цифровое изображение.
Главной характеристикой матрицы является ее физический размер. Если не брать в расчет дорогостоящие профессиональные камеры так называемого среднего формата и самые простые «мыльницы», то можно выделить четыре размера матриц:
Полный кадр. Этот стандарт пришел к нам из времен, когда все снимали на 35-мм пленку — полнокадровая матрица эквивалентна ее по размеру (36 х 24 мм).
APS-C («Кроп»). Широко распространенный формат цифровой матрицы, который был введен для удешевления производства — чем крупнее матрица, тем дороже обходится ее выпуск. Размер таких матриц может слегка варьироваться в зависимости от производителя, в среднем он составляет 23 х 15 мм. Переход на такие матрицы позволил выпускать немного более компактные «зеркалки» и объективы к ним.
4/3''. Это чуть меньший формат матрицы по сравнению с APS-C, который был разработан компаниями Olympus и Panasonic.
1''. На мой взгляд, однодюймовый формат это минимальный размер матрицы, который допустим в фотоаппарате, если вы хотите получать снимки и видео приемлемого качества. Аппараты с матрицей этого формата и меньше относятся к классу компактных камер и оснащаются встроенным выдвижным объективом с переменным фокусным расстоянием.
Базовый принцип гласит, что чем больше размер матрицы камеры, тем лучше, но этот параметр существенно влияет на цену устройства и его физические размеры — порой важней иметь под рукой более компактный фотоаппарат, чем массивную «зеркалку» с полнокадровой матрицей.
Пришло время перечислить несколько важных функций цифровых камер, к которым обязательно нужно присмотреться, подбирая устройство в магазине.
Полезные функции фотоаппаратов
1. Стабилизация изображения
Стабилизация изображения необходима прежде всего при фотосъемке на длинных выдержках в условиях недостаточной освещенности, а также при записи видео «с рук». На сегодняшний день существует три технологии стабилизации изображения. Я расположил их в порядке убывания эффективности:
Матричная стабилизация осуществляется за счет подвижного крепления матрицы, которое позволяет компенсировать тряску уже внутри камеры. Кстати, чем меньше сама матрица, тем эффективнее оказывается такой тип стабилизации. Но многое зависит от конкретных механизмов подвижного крепления и алгоритмов работы системы. Видеооператорам хорошая матричная стабилизация позволит снимать легкие и не резкие проводки, а при аккуратной ходьбе без раскачки позволит обойтись без внешнего стабилизатора для камеры.
Оптическая стабилизация. Этот тип стабилизации основан на выравнивании изображения за счет подвижности линз внутри объектива. В этом случае уже не матрица пытается компенсировать тряску, а объектив стабилизирует проходящий сквозь него пучок света. Качество оптической стабилизации напрямую зависит от используемого объектива.
Цифровая стабилизация. Полностью программный метод стабилизации, который работает за счет обрезки кадра по краям, что приводит к искажениям и ухудшению качества конечного изображения. Это наименее эффективная, хотя и широко используемая в недорогих камерах технология компенсации тряски.
Стоит отметить, что оптическая стабилизация изображения часто реализована в гибридном формате: действует в паре либо с матричной, либо с цифровой.
2. Видеосъемка
Снимать видео умеют все беззеркальные камеры, но если для вас этот аспект важен, стоит обратить внимание на несколько характеристик:
Максимальное разрешение при видеосъемке. Естественно, чем оно больше, тем лучше.
Частота кадров в видео. Этот параметр важен, если планируется снимать замедленное видео.
Максимальное время непрерывной съемки. Обычно в фотоаппаратах всегда делали ограничение на запись видео в 15 или 30 минут. Кто-то из производителей объяснял это защитой от перегрева, а кто-то таким образом просто дистанцировал фотоаппараты от видеокамер. Если вы намерены снимать длинные видео, убедитесь, что понравившаяся камера позволит вам делать это.
Поддержка разных видеокодеков. Этот параметр важен для тех, кто планирует всерьез заниматься постобработкой видео в специальных редакторах с коррекцией цветов и других параметров.
3. Автофокусировка
Системами автоматически фокусировки оснащены все современные камеры. Не вдаваясь в детали, скажу, что если вы собираетесь фотографировать проворных птичек или других животных, непоседливых детей, спортсменов на соревнованиях и т. д., то лучше выбирать аппарат с гибридной автофокусировкой. Если же съемка быстро движущихся объектов в ваши планы не входит, то хватит и не столь современной контрастной фокусировки.
4. Скорость серийной съемки
Этот параметр важен прежде всего для тех, кто планирует снимать спортивные мероприятия, либо какой-то экшн: поймать идеальный кадр при одиночной съемке в таких случаях просто невозможно. Вслед за многими фотографами я бы рекомендовал искать фотоаппарат со скоростью серийной съемки восемь кадров в секунду и выше.
От камер давайте перейдем к объективам и их основным характеристикам.
Что нужно знать о фотообъективах
Все зеркальные и большинство беззеркальных камер с матрицей размером более 1 дюйма поддерживают сменные объективы. От качества и характеристик используемого вами объектива во многом зависит результат съемки: хорошая оптика, стоит недешево, но позволяет максимально раскрыть возможности камеры. Об устройстве и особенностях работы фотообъективов можно говорить долго, но две первейшие характеристики любого объектива — это фокусное расстояние и максимальное значение диафрагмы.
Фокусное расстояние
Этот параметр измеряется в миллиметрах и определяет расстояние от центра объектива до матрицы камеры. Короткое фокусное расстояние обеспечивает широкий угол обзора, а длинное — узкий.
Существуют объективы с постоянным фокусным расстоянием («фиксы»), а также с переменным — зум-объективы. Чем больше разница между предельными значениями фокусного расстояния объектива второго типа, тем он более универсален, однако любая универсальность является сочетанием компромиссов — поэтому многие предпочитают иметь набор из нескольких объективов для разных условий съемки.
Диафрагма
Что же касается диафрагмы, то этим термином называется отверстие с изменяемым диаметром внутри объектива, через которое проходит свет, прежде чем попадет на матрицу. Принцип работы диафрагмы схож с принципом работы зрачка глаза: чем он шире, тем больше света попадает на сетчатку и наоборот.
Объективы с более широкой диафрагмой стоят дороже, а «фиксы», как правило, заметно «светлее» зум-объективов, сложная конструкция которых не позволяет оснащать их широко открывающейся диафрагмой.
Размер диафрагмы также регулирует глубину резкости. Например, чем больше открыта диафрагма, тем сильнее размывается задний фон (это свойство, в частности, используется при съемке портретов). При узкой диафрагме изображение становится резким во всем видимом диапазоне.
Что же выбрать потребителю?
Теперь, когда вы вооружены знаниями, я расскажу, какие камеры и объективы лучше подходят для типовых сценариев использования. Речь пойдет исключительно о беззеркальных камерах — на сегодняшний день «зеркалки» представляются мне неактуальными для покупки.
Компактные аппараты с матрицей 1''
Эти камеры обладают небольшими размерами и встроенными объективами с достаточно широким диапазоном фокусных расстояний. Такой фотоаппарат можно всегда иметь при себе и для него не потребуется докупать объективы.
Кому подойдет:
Путешественникам, которые передвигаются налегке.
Любителям уличной фотографии, которые не хотят привлекать к себе лишнее внимание.
Тем, кому нужен недорогой и легкий аппарат, чтобы делать фото и видео для семейного архива.
APS-C или 4/3''
Камеры этих близких друг к другу форматов за очень редкими исключениями поддерживают съемные объективы, что расширяет их возможности: объектив с большим фокусным расстоянием позволит крупным планом снимать отдаленные объекты, со средним — портреты, а с маленьким — пейзажи. Такие универсальные камеры можно использовать даже для коммерческой съемки, если обзавестись хорошими объективами и пройти хороший обучающий курс.
Кому подойдет:
Путешественникам, для которых качество съемки важнее размеров и веса фотоаппарата — для камеры с несколькими объективами потребуется специальная сумка или фоторюкзак.
Тем, кого не устраивает компактная камера в качестве «семейной». Модели с более крупными матрицами позволяют заниматься художественной фотографией и обеспечивают лучшее качество изображения, особенно при съемке фото и видео в условиях низкой освещенности.
Полный кадр
О покупке аппарата с полнокадровой матрицей стоит задуматься, если вы хотите получить максимум от цифровой съемки и твердо намерены (хотя бы в перспективе) зарабатывать на этом. За счет большой матрицы такие камеры обеспечивают и приятное глазу размытие фона на широкой диафрагме, и меньший уровень шумов, если вы снимаете в темноте. Правда, зум-объективы для таких камер будут крупнее и тяжелее, чем для камер APS-C и 4/3''. Впрочем, и сами полнокадровые аппараты компактностью не отличаются, это надо понимать заранее.
Кому подойдет:
Настоящим поклонникам фотографии, которые хотят получить все и сразу.
Коммерческим фотографам.